Современные офисы, организации, учреждения насыщены различной электронной техникой, которая по истечении срока морально устаревает, приходит в негодность. И всё равно остаётся в балансе предприятия, потому что для списания нужно провести экспертизу технического состояния оборудования.
Как правило, владельцу требуется найти эксперта, который сделает заключение о непригодности оргтехники к дальнейшему использованию. После получения экспертного Акта оборудование можно списать и утилизировать.
Такого алгоритма действий придерживается большинство бюджетных организаций, кроме частных компаний. Там списать технику можно решением собственника, что не отменяет государственных требований к утилизации электронных приборов.
Почему утилизация обязательна для всех форм собственности
Оргтехника производится из огромного количества деталей, не всегда безопасных для природы и человека. В электронных кинескопах могут находиться пары ртути, в платах редкоземельные и драгоценные металлы, там же присутствуют полимеры, соединения нерастворимых веществ. А также опасные отходы аккумуляторов, люминесцентных ламп, лакокрасочных покрытий. В то же время утилизация оргтехники не только помогает сохранять экологию, но и позволяет извлекать ценные элементы – палладий, платину, золото, серебро, медь, алюминий, вольфрам.
После утилизации сданного оборудования собственнику представляют отчётные документы, где указывают, как и куда были реализованы отходы, полученные после разбора оргтехники.
Что требует законодательство от утилизации оргтехники
Так как за утилизацию техники собственнику приходится платить исполнителю, бухгалтерия требует обосновать незапланированные расходы. В таких случаях следует опираться на законы, акты, постановления.
Например, федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления» прямо запрещает самостоятельно утилизировать компьютеры и офисную технику.
Административный кодекс ст. 8.2, запрещает выбрасывать технику вместе с ТБО.
По ФЗ № 41 от 1998 года, самостоятельная утилизация оргтехники приравнивается к нарушению Налогового кодекса, из-за неправильного сбора драгоценных металлов.
В общем плане к оргтехнике относят следующее электронное оборудование:
- стационарные и мобильные телефоны, факсы;
- компьютерная техника;
- принтеры, сканеры, ризографы;
- видеопроекторы, мониторы, электронные табло;
- радиоаппаратура, многофункциональные устройства;
- кассовые аппараты, счётно-вычислительные машины.
При этом утилизация – это не битьё кувалдой по корпусу, а разборка техники на ценные составляющие:
- платы, микросхемы;
- чипы, процессоры;
- трансформаторы, провода.
Утилизация с привлечением лицензионной компании
При обращении в специализируемую организацию, прежде всего, стоит проверить разрешительные документы, наличие лицензии и оборудования для работы с драгоценными металлами. Почти во всех фирмах работают специалисты, уполномоченные проводить экспертизу оргтехники. В таких случаях можно сразу получить полный комплект документов, минуя поиски организаций для экспертной оценки.
Услуги компаний, утилизирующих оргтехнику:
- выдача актов списания на каждую единицу технику;
- транспортировка оргтехники к месту утилизации;
- разборка оборудования по классам отходов;
- аффинаж драгоценных металлов;
- оформление документов для бухгалтерии.
Заказчику выдают справку, что техника утилизирована с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, а за драгоценные металлы переведут деньги на расчётный счёт владельца.